Штурм вершины! Экскурсионный марафон. День пятый.

Шри-Ланка - это не только теплое море и бескрайние пляжи, но и обширная горная область в центре острова со своей древней историей, культурой и красивейшими пейзажами. Не побывать в ней мы не могли. Но возвращаться каждый день для ночлега назад в Хиккадуву мы не успевали, да и это было бы экономически не выгодно. Поэтому нами было принято решение провести своеобразный экскурсионный марафон. Формат поездки: новый день - новый город - новые достопримечательности. Принцип: все свое несем с собой.

Этапы экскурсионного марафона:
  • 1 день. Переезд Хиккадува-Коломбо-Канди. По пути посещение питомника слонов в Пиннавале;
  • 2 день. Королевский ботанический сад, храм Зуба Будды. Ночевка в Канди;
  • 3 день. Утренний переезд в Нувара-Элию. Короткое знакомство с городом. Экскурсия на большую чайную плантацию, осмотр водопадов;
  • 4 день. Посещение национального парка Нортон. Переезд к подножью пика Адама;
  • 5 день. Ночное восхождение на пик Адама. Возвращение в Хиккадуву на автобусе с пересадкой в Хаттоне и Коломбо.

Статьи об этой поездке в горы Шри-Ланки объединены под общим названием "Экскурсионный марафон" и поделены на дни путешествия. Все события произошли с нами в действительности и изложены в хронологическом порядке. Пять незабываемых дней...

"Мы рубим ступени... Ни шагу назад!"

15.12.2015 года (1$~140 рупий). Проснулись по будильнику в 1.45 Все не нужное из рюкзаков выложили. Идём налегке, на ногах шлепанцы. По обычаю, присели перед дальней дорогой. А хочется прилечь!

Все, пора, надо успеть преодолеть 5000 ступеней до восхода и подняться на высоту 2243 метра над уровнем моря. В гостинице похоже бодрствуем только мы. Заходи, выходи: все спят. Через стекло входной двери видим, как два фонарика неуверенно бредут в темноте. Нам по пути и у нас тоже есть фонарик, один на четверых. И мы начинаем подъём.

Освещение дороги пока не включено. Только далекие звезды мерцают в вышине. Паломников и верующих вообще нет, только вездесущие туристы. Всё заработает на-полную с 25 декабря. Дорога вымощенная где брусчаткой, где камнем, а где отлита из бетона - то прерывается, то начинается вновь. Она петляет в темноте между какими-то строениями-сараями и можно сбиться с пути. Тишину нарушает лишь шум невидимого горного потока, впереди и сзади мерцают огоньки желающих встретить рассвет за облаками.

У самого подножья горы, в своеобразной часовне бодрствующий монах всех желающих посвящает в буддисты, повязывая ниточку на запястье.

К нашему счастью, закончился вчерашний дождь. Кругом темень страшная! Поэтому фотографий не делаем, да и не до того.

На одной из небольших остановок нас догоняет группа из Японии. Их около десяти человек, все прекрасно экипированы: лёгкие ветровки, фонарики с креплением на голове, на ногах высокие ботинки с крупным протектором. В руках крекинговые палки. Идут цепочкой один за одним, держат постоянный темп, уверенно так и бесповоротно! Бросается в глаза возраст членов японской группы: им всем под 70 лет! Одним словом:" Банзай!"

Мы рывком уходим немного вперёд и стараемся сохранять дистанцию с ветеранами из страны восходящего солнца.

Во время первого этапа пологого восхождения самое время загадать парочку желаний. Один за одним разрезают ночное небо десятки метеоров. Я где-то читал, что здесь интенсивность метеорного потока достигает 100 метеоров в час, чем поделившись, сильно поразил своих спутников.

На одном из коротких привалов добил "знаек", показав Большую медведицу и Полярную звезду.

Заметка
Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти характерную конфигурацию из семи ярких звёзд созвездия Большой Медведицы, напоминающее ковш, затем через две звезды стенки ковша, противоположной ручке мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звёздами. Примерно в конце этой линии находится одинокая Полярная звезда.

Направление на Полярную звезду совпадает с направлением на север. Это напоминание тем, кто проболел эту тему в школе!

По началу все выглядит весело и интересно. Ночная прогулка по бетонной лестнице вверх к звёздам. Кстати, её ещё не было 10 лет назад. Все идут встречать рассвет за облаками. Там есть монастырь с известной всем шри-ланкийцам и гостям страны реликвией. Здорово!

"И от напряженья колени дрожат,                                         И сердце готово к вершине бежать из груди"

Уже через час подъёма всё меняется. Бесконечная череда ступеней совсем не радует. Сначала ноги перестают переступать через одну ступеньку, потом каждая становится ощутимым препятствием.

Становится жарко, вода быстро заканчивается, а пот появляется, одышка тут как тут, пульс значительно увеличивается, пустой рюкзак прибавляет в весе и приходит запоздалая мысль:" А оно мне надо?" Но отступать некуда, догоняют престарелые японцы! Приходится ждать второго дыхания на участившихся остановках.

В нашей группе ещё один человек испытывает такие же трудности, как и я. Он хочет прекратить подъем и подождать остальных на мокрой, не освещённой лестнице часа 3-4, когда все будут спускаться с вершины. Хитрый ход! Умный в гору не пойдет... Наши уговоры помогают слабому звену вернуться в строй, поверить в свои силы и продолжить восхождение.

Лестница мокрая, по ступенькам стекает дождевая вода. Второе дыхание приходит и еще быстрее уходит. Усталость нарастает. Меня уже не пугает перспектива "сесть в лужу". Только пожилые японцы гонят нас вверх.

Невдалеке вверху видится свет и слышится много голосов. Поднявшись мы понимаем, что это небольшое кафе на склоне. Вовремя!

Рухнув на скамейки, мы покупаем молочный чай по 80 рупий. Пьём и переводим дух! Сидели бы так и сидели, но пришлось уступить место группе неутомимых "самураев".

Пошёл ли отдых нам на пользу - непонятно. Ноги с первых шагов после отдыха не хотят идти. Усилием воли заставляем себя шевелится. А ведь всего это половина пути.

Я вошёл в экономный режим: ни с кем не разговариваю, лишних движений не делаю, просто иду вверх. Через каждые десять - двадцать ступеней остановка, лучше на небольшой площадке, а то покачивает. Упираюсь руками в колени, делаю небольшой отдых, пульс чуть успокаивается и продолжаю движение. Держу постоянным темп подъёма, ногу опускаю на ступеньку быстро, на весу не держу. Мне кажется, что так легче.

Когда привыкаешь к мысли, что есть только один путь - только на вверх, идти становится легче. Очевидно к этой мысли, рано или поздно, приходят все участники подъёма.

Проползаю мимо ещё около двух небольших кафе, знаю, что если присяду, то уже не поднимусь. Светлеющий восток слегка пришпоривает всех участников сегодняшнего восхождения.

Здороваюсь со всеми обгоняющими меня путниками, мы уже не чужие! Склон становится круче, подниматься без поручений становится опасно, и поручни появляются.

Часть нагрузки переходит на хорошо отдохнувшие руки, они висели все это время с боков туловища без дела. При каждом шаге руки начали уверенно цепляться за поручни и подтягивать остальное уставшее тело немного вверх. "Ещё сто метров"- подбодрил меня продавец крайней точки общепита, увидев моё обречённое лицо.

Наши ступени неожиданно закончилась. Мы обогнали рассвет минут на 20.

"Весь мир на ладони - ты счастлив и нем..."

Сегодня на вершине собралось около 40 романтиков. Каждый нашёл удобное место для встречи рассвета. По правде, я не ждал первых лучей, просто стоял на гудящих ногах и держась за ограждение, прерывисто дышал.

Оказалось, что от настырных японцев меня отделяли несколько лестничных пролётов. Их группа компактно устроилась на вершине на специальных сидячих местах в ожидании восхода. Все собрались. Можно начинать рассвет.

Вдруг над верхней ступенькой показалась седая голова опоздавшего. Это оказался, отставший от группы японцев, наверняка участник битвы при Пёрл-Харборе в сопровождении правнука. Ему все, поднявшиеся на гору, дружно зааплодировали! И я в их числе. В его возрасте, он просто крут!

Солнце взошло по расписанию.

Первые лучи, тени от вершин, и мы выше облаков! Чуство похожее на счастье!

Через некоторое время открылся буддийский храм.

Святыня трёх религий была закрыта для осмотра до 25 декабря. С этого дня включают и освещение на лестнице. Но нам все же удалось увидеть её сегодня за 100 рупий.

Подъём продолжался 4 часа. Надеемся, что нас ждет быстрый и лёгкий спуск. Но мы ошибались.

Спускаться не менее тяжело. Пока были поручни, самые находчивые эту часть пути прошли прыгая на руках.

С дыханием и сердцем все было в порядке, а ноги просто отваливались. И трещали коленные суставы. Правда, шли вниз мы без остановок для отдыха.

На встречу нам, со спокойствием обреченных, поднимались рабочие. Они несли наверх различные строительные материалы, часто на голове: щебёнку в мешках, связки досок и т.д. Возможно они не раз за день поднимались на гору.

Профессионалы шли вверх не так как мы-ступенька за ступенькой по прямой. А шли по диагонали по всей ширине лестницы, зигзагом. Мы опробовали этот метод на нашем спуске-правда легче! Берите на заметку!

Дорога назад шла по очень живописным местам:

чайные плантации, водопад, дикие пчелы, несколько буддийских храмов, горная река и т.д. К подножью пика Адама можно приехать заранее. Гостинниц тут много и они не дорогие. Остановиться. Осмотреть многочисленные достопримечательности и хорошо отдохнуть перед ночным восхождением. Но у нас так сделать к сожалению не получилось. Мы из последних сил делали фотографии на спуске. С дороги я к счастью не сходил, не было сил.

Через два с половиной часа спуска мы добрались до гостиницы

и первый раз увидели ее при свете дня. В 9.00 все попадали на кровати, а я громче всех.

В этот момент обнаружили, что на любителя фотографий среди чайных кустов напали две пиявки. Повезло, что они легко оторвались от стопы при снятии носка. Раны промыли водой и заклеили пластырем. Кровотечение похоже остановилось.

"И только немного завидуешь тем,                                     Другим - у которых вершина еще впереди"

Отдохнули до 11.00 Покормили обезьян около гостиницы и поехали в Хиккадуву. Бросили прощальный взгляд на покоренную вершину.

Пик Адама, прощай!

От подножья горы бабочек, деревни Делхаус мы на автобусе доехали до Хэттона за 75 рупий за один билет. Время в пути 1,5-2 часа.

В автобусе опять открылось кровотечение у нашего неутомимого товарища.

Заметка
Пиявка при укусе впрыскивает в ранку специальное вещество, антикоагулянт, которое разжижает кровь и не дает останавливаться кровотечению.

Доехав до станции пересадки, в первую очередь поспешили купить перекись водорода и вату, чтобы обеззаразить и промыть раны.

На автобусной станции, за автобусами, выполнили эту нехитрую процедуру, но кровь остановить не смогли. Хотели даже идти в больничку к Пилюлькину.

Настоящее лицо жителей Шри-Ланки

К нашему счастью, все эти манипуляции увидел кондуктор соседнего автобуса. Подошёл, узнал в чём дело и куда-то убежал. Быстро вернулся с коробком спичек и исписанным тетрадным листом!? Что он хочет делать? "Будет прижигать, наверно калёным железом?"- испугались мы. Воображение услужливо нарисовало раскаленный до бела нож. Но делать было не чего, кровотечение не останавливалось. "Давай! Жги!"

Положив смятый тетрадный лист на землю, народный целитель, поджёг его. Не мытыми пальцами взял пепел и приложил к ране, не растирая, а слегка постукивая пальцем, как бы набивая ранку пеплом. И так несколько раз. Через минуту, две раны были обработаны и наш спаситель сказал, что хватит филонить и можно двигаться дальше.

Мы смотрели на него, как на доброго волшебника! Я попытался отблагодарить всесильного Хоттабыча материально. Он отказался от денег и сказал, что настоящие ланкийцы всегда помогут попавшим в беду! Вот настоящее лицо жителей Шри-Ланки! Мы благодарно пожали ему руки и дружески расстались.

Следующий автобус ждал нас рядом. Набегу перекусив острыми конвертиками ротти с рыбой, которые продаются во всех забегаловках, быстро заняли свободные места и без приключений доехали в Коломбо за 150 рупий с человека. Время в пути от Хэттона до столицы острова 5 часов. Проспали всю дорогу как убитые, а громкая музыка только убаюкивала.

В Коломбо быстрая пересадка на автобус повышенного комфорта и за 230 рупий с человека мы через 2,5 часа вернулись в Хиккадуву, начальную точку нашего путешествия.

Наш экскурсионный марафон подошел к концу! Мы на себе прочуствовали гениальность строк Владимира Семеновича, расширили свои возможности и увидели истинное лицо жителей Шри-Ланки! Он задел нас "за живое". А значит, удался!

P.S. Следующие два-три дня после возвращения от усталости не хочется даже шевелиться. Любое движение даётся с трудом. Еще сильнее стали болеть ноги, продолжают похрустывать коленные суставы. Ходить по ступенькам "особенно приятно."

Помните, истина в цифрах. Удачи!